Позавчера в ЧЛ осуществил первую часть задуманного некоторое время назад плана по изготовлению и тестированию такой интересной туристической штуковины как индейская свеча или дровяной примус. По способу изготовления можно выделить две их разновидности: изготавливаемые с помощью ручного инструмента (топора) и механизированным способом (с помощью бензопилы). Начал я со второго.

 Итак, берется сухой чурбак (у меня был сосновый, но подойдет и березовый, и осиновый, и на худой конец, еловый) высотой 40-50 см и диаметром 20-30 см. Вдоль чурбака бензопилой делаются пропилы примерно на 3/4 его высоты. Я сделал три (на сектора по 60º примерно - так примус получается более мощным, но менее долгоиграющим), можно ограничиться и двумя перпендикулярными. Пропила шириной в одну шину бензы, как выяснилось, недостаточно, нужна ширина в две шины. После это в центр пропилов опускается зажженная растопка - береста, щепочки, лучинки. Буквально через несколько минут примус раскочегаривается и начинает работать уже на своем собственном топливе.
  
Для тестирования мы поставили на примус чайник с ~1,5 л воды. Чайник закипел за 15 минут. Отличный показатель.
  Больше греть, варить и кипятить нам было нечего, так что дальше мы просто наблюдали. Примерно через час после начала горения примус в значительной степени израсходовал свое топливо, и мы стали подкладывать внутрь тонкие полешки.
 Постепенно "зубцы башни" рушились один за другим, больше мы не подбрасывали и только ждали, когда все угли прогорят до конца. Наконец, примерно через полтора часа после начала горения, остался последний стойкий "зубец", все остальные угли прогорели, но и сам чурбак представлял собой один такой здоровенный уголек, так что я с успехом поджарил на нем всем по куску хлеба.
 В качестве итога можно сказать следующее. Дровяной примус - это очень экономичный источник огня. Хрен бы мы на одном чурбаке сварили себе еду и подогрели пару котелков чая - а это вполне реально было сделать за время его горения. Кроме того, после сгорания основной части оставшийся пенек может послужить прекрасной основой для большого костра.
Что касается данной разновидности дровяного примуса, то он хорош, конечно, в тех случаях, когда под рукой есть бензопила - время изготовления просто мизерное. Т.е., скорее всего, это случаи автомобильной заброски на место лагеря. С другой стороны, примус может быть изготовлен и заранее. В этом случае он хорош не только в автопутешествии, но и в случае пешего (особенно малочисленного) похода небольшой длительности, когда высока вероятность дождей и, как следствие, проблемы с сухими дровами. Двух примусов небольшого диаметра должно хватить для приготовления еды паре человек на пару дней точно (он не обязательно должен полностью сгореть за один раз). Ну а сухую растопку (бересту, смолистые лучинки, палочки для розжига или спички длительного горения, свечку) надо в любом случае иметь с собой (это, вообще говоря, не зависит от планируемого типа костра).

Как вы понимаете, приведенные размеры - это всего лишь ориентировочные цифры. Сделать выше - и примус будет мощнее, сделать толще - будет дольше гореть, и на него можно будет поставить котлы, чайники, бидоны и сковороды большего размера. А есть и обратный вариант: длинное и тонкое полено легко превращается в факел.

@темы: эквип решает, деревяшки

Комментарии
11.03.2014 в 15:21

No Rest for the Wicked...
Тема годная! Для самых ленивых продаются уже готовые, но это не наш метод :) А посему, с большим интересом жду отчет по изготовлению сабжа с помощью топора, ибо бензопилой пока не обзавелся (хотя в планах давно).
11.03.2014 в 16:51

Vyuga, tnx, оставайтесь на нашем канале ;)
11.03.2014 в 20:38

...И канал этот называется то ли "Книга Юнармейца", то ли "ЮТ для умелых рук" ;-)
11.03.2014 в 21:40

Арни, "Спутник партизана" ;)
12.03.2014 в 18:01

No Rest for the Wicked...
Небесный Кот, Кста, очень, очень интересная и доходчиво написанная книжка. Её бы подтянуть к современным реалиям, был бы бестселлер.
12.03.2014 в 18:40

Vyuga, я не сомневался, что ты правильно поймешь мой намек ;)