Иногда бывает так, что получается не то, чтобы совсем не то, что было задумано, но всё-таки не совсем то =) Вот с этим очередным кухонным говноножиком с работы именно так и получилось. Старая ручка (весьма странной формы) у него развалилась (деревяшка от времени просто сгнила, как и две алюминиевые заклёпки). Я долго искал картинку, на которой был бы клинок похожей формы, и при этом рукоять не просто прямоугольной формы (почему-то наиболее распространённый вариант). Нашёл, потом долго отрисовывал уже по реальным размерам на бумаге. По задумке, должно было получиться нечто, напоминающее ножик на картинке слева:
У клинка хвостовик короткий, обрубок в 3,5 см под две заклёпки, так что в качестве метода монтажа был выбран накладной (из двух половинок), но с выборкой небольшого паза (~0,5 мм) в обеих половинках, куда был бы утоплен хвостовик. В остальном были использованы практически те же самые ингредиенты, что и для
предыдущего, только без кожаных проставок:
- буковый брусок 115x30x18 мм (в профиле - прямоугольник со скруглёнными углами) - нашёл в гараже палку длиной ~85 см (деталь от какой-то разобранной мебели, по-видимому)
- медная проволока d=3,4 мм
- эпоксидка
- тиковое масло
Из всех этапов работы самый гемор был как раз с тем, чтобы брусок распилить на две одинаковые половинки
вдоль. На данный момент эта операция представляет для меня наибольшую сложность - не подобрать подходящий инструмент из имеющегося. Может у кого какие идеи есть, чем это можно делать удобно и аккуратно? Я пытался пилить электролобзиком, закрепив его на МДФ-плите и прикрутив к ней уголки-направляющие для заготовки, но в итоге почти запорол два бруска: рез всё равно выходит не прямой, а дугообразный. Пришлось взять от двух брусков те половинки, которые получились выпуклыми, и доводить руками на шкурке зернистостью 80 до плоского состояния. Наверно самый подходящий инструмент для такой операции - маленькая циркулярная пила (станок). В принципе, на авито/али/озоне даже есть настольные мини-варианты по вполне приемлемой цене (а подороже - ещё и совмещённые с небольшим гриндером). Но бюджета под это пока нет =)
Остальные этапы работы представлены далее на фотках.
Смотреть. Кому интересно.Клинок (предварительно заточен). Эскиз. Заготовки с разметкой под выборку. На правой заготовке виден дефект, оставшийся от "запила" лобзиком, который не удалось сошлифовать (слишком глубокий).
И вот уже буквально на втором шаге, после того, как две заготовки для рукояти были отшлифованы до плоскопараллельного состояния, я допустил странную ошибку: зачем-то оставил с переднего торца будущей рукояти запас в пару мм, т.е. выборку в заготовках сделал не только под хвостовик, но и под сам клинок у пятки - и это несмотря на то, что эскиз вроде перед глазами был... Но я почему-то, видимо, подумал, что так клинок будет надёжнее зафиксирован в рукояти (хотя двух штифтов плюс эпоксидки для этого хватает с лихвой). Торец при этом был уже отшлифован до 400, потому что потом, с уже установленным клинком, эту операцию не проделать - т.е. убрать эти лишние 2 мм далее уже не было никакой возможности.
"Бутерброд" из клинка и двух накладок, зафиксированных медными штифтами, промазан эпоксидкой и стянут струбцинами на сутки:
После склейки:
Выступающие торцы штифтов убраны напильником. А дальше - шкурку в руки и придавать рукояти форму согласно эскиза (шкурка зернистостью 60-80-100). С поправкой на то, что планировавшаяся исходно форма уже недостижима в принципе. Поэтому в итоге получилась эдакая финка. В руке лежит удобно. Задний торец рукояти имеет небольшой изгиб внутрь - это будет видно на другой фотке ниже. После шлифовки (шкурка зернистостью 150-220-400-600-800):
После пропитки тиковым маслом (2 суток):
Вид на рукоять сверху и снизу:
Задний торец (фас). Задний торец (профиль). Передний торец (фас).
Дефект на заднем торце был залит той же эпоксидкой, в которую в качестве наполнителя была замешана древесная пыль, натёртая шкуркой с того же букового бруска.
Несмотря на то, что в процессе шлифовки я протирал рукоять слегка влажной тряпкой, после первой же мойки уже готового пропитанного изделия "щетина" снова поднялась, хотя в этот раз я не остановился на зернистости 400, а довёл до 800. Поэтому пришлось заполировать рукоять ещё раз - только уже не шкуркой, а войлоком. После этого она стала гладкой (мойка "щетину" уже не поднимает), хотя и не такой идеальной, как сразу после масла, а с некоторым едва ощутимым приятным рельефом.