![]() | Сдается мне, что я ни разу еще не постил рецензию на книгу, но, по правде сказать, книг-то я читаю не много - времени едва хватает (а последнее время даже не хватает) на еженедельную "Компьютерру" (хвала богам, она не канула все ж таки в Лету, и теперь есть возможность читать электронную версию как прежде - в дороге, в транспорте). Но ТАК я давненько не читал: 410 страниц за полтора дня. За последние 5 лет я с таким упоением читал разве что только "Автостопом по Галактике" Дугласа Адамса, и то в поезде. И теперь вот - "Райдер по жизни" Тодда Ричардса (TR). |
Очень многа букафКнига - это фактически сплав автобиографии TR - райдера второй волны, вставшего на борд в 85-м году в 16 лет (а за пару лет до этого - на скейт) - и истории сноубординга как такового. Написано очень самокритично и с потрясающей самоиронией (отдельно хочется отметить работу переводчиков, которые смогли передать дух этого рассказа, адекватно используя слэнг и всякие "неприличные" словечки; хотя перевод небольшого числа сноубордических терминов все же требует редактуры, имхо - типа "фэки" вместо "фэйки"). Он очень точно описывает то состояние полной повёрнутости на катании, которое и у меня частенько бывает - когда ты чувствуешь себя полным отморозком, но ничего поделать не можешь, это просто разъедает мозг и тебя всего: ты думаешь об этом постоянно, читаешь, смотришь, бесконечно прокручиваешь в голове, и тебе это снится. Вот характерный пример: "В 1987-м, перед самым поступлением в колледж, моя девушка Мишель позвонила мне и заявила, что нам лучше расстаться. Однако я был настолько погружен в скейтбординг, что это меня даже не тронуло. Я ответил: "Хорошо", - и это был последний раз, когда я слышал голос Мишель".
Но описание того, какими придурками были скейтеры и бордеры, и что вытворяла вся эта тусовка, в книге не главное. Там очень много о работе над собой, о месте катания в жизни и жизненных ценностях. Как участник первой американской олимпийской сборной по сноубордингу в 1998 в Нагано, он очень жестко проезжается по всей олимпийской кухне и олимпийскому закулисью. И главная здесь мысль - что фристайл (про "жесткие" дисциплины речь не идет), возможно, никогда не впишется в эту строгую академичную систему. "Дальше состоялась пресс-конференция. Я догадался, что репортеры считают меня дураком-скейтбордистом, потому что мне все время задавали вопросы вроде: "Вы занимались скейтбордингом, который является спортом-изгоем. Как вы теперь воспринимаете все эти организованные соревнования?" Или вот, еще конкретнее: "Потом у американской сборной по сноубордингу намечалась очередная пресс-конференция. ... Мы нервничали - сказывалось нарушение суточного ритма организма в связи с перелетом, а кроме того, мы отлично знали, что сноубордистов тут считают олимпийскими клоунами. Будто бы мы кучка молодых идиотов, не умеющих общаться с прессой". Вы думаете, что за 12 лет что-нибудь изменилось? Вот характерный пример - история с японским райдером Казухиро "Казу" Кокубо. И все эти поблажки - плееры в ушах, банданы на лице - всего лишь следствия того, что вокруг сноубординга стали крутиться очень уж большие деньги.
Кроме того, имхо немало интересного в этой книге нашли бы для себя всякие наши спортивные функционеры. И стало бы сразу понятно, почему нам, фактически, некого выставить для соревнований в пайпе. Тому есть три причины. Первая в виде цитаты: "На протяжении семи лет я катался практически триста дней в году". Всё, уже здесь можно тушить свет, сливать воду и бросать гранату. Кто, где и на что у нас может кататься 10 месяцев в году? Причем, судя по тем же участникам олимпиады, лучше всего лет с 10, максимум 12?
Теперь о том, "где". Сразу после Ванкувера появились бодрые заявления, что-де к следующему сезону в Тверской области будет построен пайп, соответствующий олимпийским стандартам. Первый. И единственный. Один пайп на всю Россию. Пипец, ну да хрен с ним. Ведь чтобы кататься в пайпе таких размеров, нужен соответствующий класс и опыт. А где его взять? В той же Финке чуть ли не каждый даже самый мелкий курортик строит парк и нарезает пайп. В ЛенОбласти из 9 функционирующих курортов пайпы есть только на 2. С ситуацией по всей стране я не очень знаком, но, сдается мне, она примерно такая же. Вот и получается, что в маленькой Финляндии есть из кого выбирать, и у них целая куча про-райдеров, участвующих и в самых звездных контестах тура TTR, и в Олимпийских играх, а в огромной России... Вот на что замахиваемся, и вот что получается.
Ну и последний момент - "на что". Или "за что". Есть такой про-райдер - Юрий "Ipod" Подладчиков. В Турине еще выступал за нашу сборную, в Ванкувере - уже за Швейцарию. Прогресс за 4 года у него впечатляющий - при желании это легко нагуглить. А почему ушел? Быстро найти пруфлинк сейчас не получилось, но где-то я читал, что все было банально: федерация хотела, чтобы он выступал исключительно на FIS-соревнованиях (всяких кубках), никаких TTR-контестов, на которых про-райдеры и зарабатывают деньги (в частности). Щвейцарцы же этому никак не препятствовали. Вот и результат. Пара высказываний главного тренера сборной России по сноуборду Дениса Тихомирова, в принципе, показывают отношение к этому райдеру, единственному, на кого мы могли рассчитывать: вот и вот.
UPD 01/05: пара ссылок, чтобы не создавалось впечатление, что я вижу только негатив:
* в Ульяновске будет целых 2 пайпа, биг-эйр и трасса для бордеркросса;
* фоторепортаж со сборов в Лааксе наших лучших мастеров пайпа.
Ну и еще одна отличная цитата из книги, которая подтверждает правильность моей негативной реакции на построенный на "Красном Озере" в этом сезоне сноуборд-парк якобы любительского класса: "Причина, по которой мне удавалось избежать травм на протяжении 12 лет, заключалась в том, что в самом начале моего катания не было трамплинов по девять футов (2,7 м). Рос я, росли и трамплины. Сейчас детям, которые катаются в парках, приходится выбирать между 30-футовым (9 м) и 60-футовым (18 м) трамплином. Трудно сразу начинать с такой планки. Трудно построить собственную карьеру, следуя принципу "сделай либо умри". Лишь недавно лыжные курорты начали строить парки для начинающих, но по большому счету отношение к ним скорее пренебрежительное. Я видел ребят, которые не знали, как поворачивать или тормозить, но при этом лезли на огромные трамплины или сложные рейлы и получали травмы. Послушайте мой совет: начинайте с малого. Если вы боитесь, на это есть причина".
Однако ситуация улучшается. Не у нас, есессно. А вот, например, в Австрии, в Майрхофене, где в Vans Penken Park построены 4 линии (насчитывающие 48 фигур - fuck, сорок восемь!) различной сложности - от детской до про. Или в Зельдене, где целых 2 парка. Пайпы, есессно, присутствуют везде.
Книга вышла в свет, когда TR было 33 года, в 2003 году, а русский перевод был опубликован только в этом, поэтому, к сожалению, осталось неизвестным, как развивались события в эти 7 лет. Я надеюсь, что если он выпустит вторую часть своих мемуаров, то это случится, не когда ему будет 66 =)
По ходу рассказа я несколько отклонился от линии рецензии, поэтому подведу итог. Книга, пожалуй, только для "фонадов", поскольку изобилует скейтерским и бордерским слэнгом, но для них она - must read.
@темы: чтиво, борд, размышлизмы и наблюдения